Лунный свет

г.Запорожье, улица Маяковского 11
Деловой Центр "Маяковский", Вход А, эт. 7

Пнд.-Пт.: 10:00 - 18:00, Сб.: 10:30 - 16:00

моб. тел.: (050) 879 79 79, (050) 399 66 55
e-mail: L.svet.oxavna@gmail.com 

info@luniy-svet.zp.ua

Каталог стран

Туры

Визы


Азия → Бангладеш

Столица
Дакка.

Язык
Официальный язык - бенгальский (бенгали, бангла), отличающийся от языков восточной Индии только некоторыми диалектными формами (силхет, читтагонг и ноакхали), имеющими отчетливое тайское, арабское и персидское влияние. Бихарцы говорят на языке бихари, также относящемся к индоарийской группе, и включающем несколько диалектов (бходжпури, магадхи и майтхили). В небольших племенных группах широко употребляются языки урду, чакма, маг и другие, большинство из которых относится к тибетской языковой семье.

Английский язык, который одно время начал исчезать из обращения, в настоящее время является языком межнационального общения и широко используется в сфере обслуживания, в государственных учреждениях, СМИ и коммерческих кругах.

Территория
144 тысяч кв. км.

Население
Общая численность населения - около 154 миллионов человек. Бангладеш является самой густонаселенной страной в мире - плотность населения здесь почти в два раза выше, чем даже в мегаполисах восточной части Китая.

Свыше 98% населения - бенгальцы, являющиеся одним из самых многочисленных народов Индостана. Около 1,5% населения составляют бихарцы (бихари, выходцы из северных районов Индии), остальные - многочисленные мелкие этнические группы, населяющие по большей части холмистые районы страны - чакма, мог (маг, или марма), сантал, типпер (типра), мрос (муранг) и другие.

Вероисповедание
Государственная религия — ислам, его исповедуют 88,3 % верующих; индуизм — 10,5 %, 0,6 % — буддизм, 0,3 % — христианство, 0,3 % — другие религии и традиционные племенные культы.

Разница во времени
Опережает киевское на 3 часа.

Телефонный код
Из Украины со стационарного телефона звонить: 0-0-880-<код города>-<номер телефона>
0 - выход на межгород
0 - выход на международную линию
880 - международный телефонный код Бангладеша
Из Украины с мобильного телефона звонить: +880-<код города>-<номер телефона>.

Телефоны экстренных служб
Полиция - 866-55-13.
Пожарная служба - 9-555-555.
Скорая помощь - 119 или 199.
Национальная туристическая организация - (2) 811-785-59.

Чаевые
В большинстве ресторанов страны чаевые не приняты, но официантам часто посещаемых иностранцами заведений полагается оставлять 5% от суммы счёта. Однако характерной чертой страны является использование всевозможных мелких "поощрительных выплат" ("бакшиш") практически во всех остальных местах - будь то клерк или сотрудник обменного пункта, гид или носильщик, водитель тук-тука или такси - все они в той или иной форме будут намекать на необходимость чаевых. Впрочем, поощрять эту практику не стоит, особенно с учетом того, что цены для иностранца и так изначально завышены вдвое-втрое. Везде можно и нужно торговаться, откровенно играя на понижение исходной цены, тогда и "бакшиш" может попросту не потребоваться. В изолированных сельских районах, впрочем, такая практика встречается редко - здесь все еще большую надежду возлагают на выгодный торг, чем на вымаливание подачек.

Валюта
Така (Tk, BDT), равная 100 пайсам. В обращении находятся купюры номиналом в 500, 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 така, а также монеты в 5 и 1 така, 50, 25, 10 и 5 пайса.

Така - неконвертируемая валюта, за пределами Бангладеш их обменять невозможно, даже в соседней Индии. Практически повсеместно принимаются доллары США.

Банки работают с воскресенья по среду с 09.00 до 15.00, в четверг - с 09.00 до 13.00. Некоторые открыты и по субботам в первую половину дня.

1 RUB = 2.33 BDT
1 USD = 73.93 BDT
1 EUR = 100.11 BDT

География
Бангладеш занимает восточную часть древнего региона Бенгалия. На западе, севере и востоке граничит с Индией, на юго-востоке — с Мьянмой, на юге омывается Бенгальским заливом Индийского океана.

На юго-востоке Бангладеш протянулись глубоко расчленённые западные хребты гор Лушаи и горы Читтагонг, наивысшая точка в горах Читтагонг — гора Ренг-Тланг — 957 м.

Политическое устройство
Бангладеш — унитарное государство с парламентской формой правления. Глава государства — президент, избираемый парламентом сроком на 5 лет. Парламент — однопалатная Национальная ассамблея, состоит из 300 депутатов. Срок полномочий парламента — 5 лет. В стране действует свыше 100 политических партий — от фундаменталистских до ультралевых.

Климат
Климат влажный, тропический. Два сезона — зимний (октябрь—февраль) и весенне-летний (март—сентябрь). Весенне-летний сезон — период сильных тропических дождей, которые идут практически ежедневно. Средняя температура летом: днем до 40 °С, ночью до 30 "С. Средняя температура зимой: днем до 30 "С, ночью до 15 °С.

Национальная кухня
Визитная карточка бангладешской кухни - рис. По большому счету, методы его приготовления ничем не отличаются от принятых в Индии или Таиланде. Рис обычно готовят на пару, редко варят и еще реже - жарят, хотя и это не исключено. Но в силу использования огромного количества специй даже самое простое блюдо из этого злака может иметь несколько десятков, если не сотен, разновидностей. Рис здесь заменяет и хлеб, и мясо, и многое другое, особенно для основной массы населения, живущей практически за чертой бедности. Отдельного внимания заслуживает и традиционное для стран региона "бирьяни", или "бирияни" - название целого класс блюд из риса, мяса, овощей и специй. В Бангладеш насчитывается почти сотня его вариаций, от самых простых блюд типа "рисо с мясом и карри", до более изысканных вариантов вроде "дум-бирьяни" (готовится в горшочках или специальных кастрюльках-скороварках) или "каччи-бирьяни" (тушеное мясо с соусом, поверх которого уже укладывается толстый слой риса), а также достаточно сложных вариантов с креветками, "дахи-чатни", вареными яйцами, всевозможными овощами (особенно хорош вариант с баклажанами) или салатом.

При этом принято выделять "пуллао", или "пулао" - по сути тот же "бирьяни", но рис здесь готовят вместе с остальными ингредиентами, а не отдельно, как в классическом варианте. Но встречаются и более специфические местные блюда, вроде "мури" (в горшке раскаляется обычный песок и затем добавляется промытый в морской воде рис, который после такого своеобразного запаривания просто отделяют ситом) и его более привычный вариант "кхои" (рис выкладывается "лепешкой" и затем медленно томится на слабом огне), "джал-мури", или "джхал-мури" (рис со специями, овощами и горчичным маслом, также встречается более 20 видов - с луком, тмином, черным перцем и даже сушеной рыбой), "бхате" (по сути пюре из любых овощей с горчичным или топленым маслом и специями, помещаемое на вершин горки риса, который для этого блюда нередко обжаривают), "хичури", или "кхичури" (смесь риса и чечевицы "дал" с овощами, вареными яйцами, специями и порошком куркумы), а также вполне привычный нам "пилав" (плов).

Еще один элемент, без которого невозможно себе представить местную кухню - карри. По большому счету эта специя, представляющая собой порошок корневищ куркумы ("холуд") с многочисленными добавками, широко известна во всей Азии. Однако именно в Бангладеш повара используют карри с настолько большим размахом и изобретательностью, что её можно смело считать одним из главных компонентов местной кухни. Карри чаще всего применяется при приготовлении блюд из мяса и птицы, обязательно - с блюдами из риса и овощей, в многочисленных сложных соусах и салатах. Как и в Индии, здесь существует целый класс блюд из всего, что попадется под руку, но обязательно с карри. Причем сами бангладешцы часто разделяют непосредственно сам карри как приправу, и так называемый "торкари" (смесь куркумы и различных специй, не имеющая устойчивой рецептуры - каждый повар смешивает приправу на месте, используя множество зависящих от конкретного блюда ингредиентов), который они считают "правильным карри", хотя по сути он мало чем отличается от классического.

Специи в бенгальской кухне вообще имеют чрезвычайно важное значение. В большинстве случаев именно они, а не основные ингредиенты, придают блюду необходимый вкус, цвет и аромат. И именно они обычно являются тем самым компонентом, без которого ни один повар просто не станет делать то или иное блюдо. В Бангладеш нет понятия "просто мясо", или "отварной рис" - каждое блюдо должно обязательно сопровождаться определенным набором пряностей. "Шориша" (горчица) и горчичное масло, "ада" (имбирь), "даручини" (корица) и "гором-мошла" (приправа на основе корицы и кардамона), "дхония" (семена кориандра) и "дхония-патта" (зелень кориандра), "элач" (кардамон), "гол-морис" (черный перец горошком) и "кача-морис" (острый стручковый перец), "маури" (фенхель), "зира" (тмин) и "кало-зира" (калинджи, или черный тмин), "метхи" (шамбала, или пажитник греческий) - это только крохотная часть из огромного количества местных приправ и специй.

Овощи, что неудивительно, также используются для приготовления самых разнообразных блюд. Вторым по значимости после риса обычно считается "дал" - чечевица всех сортов, которая часто используется как гарнир к рыбе и мясу. Обычное дополнение к "дал" - "бхайя" (оладьи, хотя по большому счету это обширный класс блюд из мелко нарубленных овощей, которые просто подвергаются длительной жарке), "чана" (бенгальский горошек), "тур" (красный горох), "урад" (черный горох) и "мунг" (зеленый горох), а также мука из бобовых - "бесан". По большому счету здесь в ход идет буквально все - "бегун" (баклажаны), "кумра" (тыква), "алу" (картофель) , "ам" (манго), "пепе" (папайя), "бешон" (гороховая мука), "корола" (похожая на большой огурец горькая дыня), и даже "посто" (маковая паста, часто смешивается с кокосовой стружкой с образованием шаров "бора", которые затем обжариваются в масле).

К наиболее характерным овощным блюдам обычно относят "чарчари" (растительное блюдо, которое готовят практически без обработки, как салат, но активно сдабривают всевозможными специями и подливками), "жал-алу" (пряный картофель) и "алу-пиазер-чорчори" (картофель с луком), "чханчра" (сложное блюдо из различных овощей, рыбы, субпродуктов и масла), "алу-копир-дална" (карри из белокочанной капусты), "чечки" (крошечные кусочки овощей, иногда даже их кожура, обычно приправленные соусом "панч-пхорон" или горчицей), "дална" (смесь из овощей и яиц со специями, топленым маслом и сложными приправами вроде "гаром-машла"), популярнейший "дам", или "дум" (овощи, мясо или рис, медленно запекаемые в горшке при высокой температуре), овощные шарики "гхонто" (кроме всевозможных овощей, в них нередко добавляют и мясной или рыбный фарш), целый класс блюд "джхол" (овощи, мясо или рыба тушатся со специями) и "калиа" (такая же большая группа блюд, тушеных в большом количестве масла) и любимый многими "пора" (буквально - "обугленный", то есть жареные в банановых листьях непосредственно на открытом огне овощи, а также рыба или мясо).

Важным элементом трапезы обычно служит и чатни - традиционная индийская приправа, которую готовят из фруктов или овощей с добавлением уксуса и специй. Однако в Бангладеш это не просто приправа, а скорее все блюда, которые готовятся и подаются на стол с её участием. Бангладешское чатни обычно делается из манго, помидоров, ананасов, индийского финика, папайи и специй, и является острым и сладким. Подается оно чаще всего вместе с "дал", вафлями "папор" (также делаются из чечевицы и картофеля) и "шабу" (тапиока).

Другая неотъемлемая часть бангладешской кухни - говядина, присутствие которой заметно отличает эту страну от соседней Индии (употребление говядины запрещено и для индуистского меньшинства местного общества). Этот вид мяса с готовностью используют во всех районах страны, считая главным, и достаточно недешевым, продуктом. Более дешевым "заменителем" считается козлятина, мясо птицы а даже просто вареные яйца, но ни один праздничный стол не обходиится без говядины.

Также популярно "кхаши", или "хаши" (мясо стерилизованных козлов), всевозможные шашлыки, "чап" (приготовленные на медленном огне в печи бараньи или телячьи ребрышки), непременное "чикен-карри" из курицы с помидорами, "резала" (мясо в йогурте с соусом из кардамона), "кима-мотор-алу" (запеченный со специями фарш) и "кима-карри" (карри из фарша), тушеное в собственном соку мясо "бхуна" (используемое для этих целей горчичное масло соответственно называется "бхунно"), "кати-роти" (бараний кебаб в лепешке), "мурги-рост" (простая жареная курица со специями), похожий на мясной пирог "петис", традиционные для всего региона котлетки "кофта" (здесь к ним принято подавать яйцо и соус из чабера), а также очень распространенный класс блюд "корма" (буквально "тушеный с луком" - мясо в луке с кисломолочным соусом и топленым маслом).

Важнейшим поставщиком белков на местный стол является рыба, которую бангладешцы в силу её дешевизны потребляют в неимоверных количествах. Здесь даже есть поговорка Mach e Bhat e Bangali ("рыба и рис делают бенгальца"), вполне объективно отражающая роль этого продукта в местном рационе. Бангладешцы используют более сорока видов местной пресноводной рыбы ("руи", или "роху", "катла", "магур" и другие), а также характерные для местной традиции маленькую сушеную морскую рыбку "шутки" и "лиш", или "хилса-илиша" (небольшая проходная рыба, в огромных количествах поднимающаяся по рукавам дельты на нерест). При этом на стол идут почти все части рыбы, даже внутренности, хвост и голова используются при изготовлении различных соусов и приправ. Да и самих способов приготовления рыбы бессчетное множество, хотя предпочтение отдается рыбе на пару, тушеной с овощами или с зеленью. Популярны "дахи-маач" (рыба-карри в йогурте, приправленном имбирем), "бхайя", или "бхайи" (в буквальном переводе просто "сильно обжаренный", а на самом деле целый класс блюд, в том числе из рыбы - "мачх-бхайя"), "бхапа" и "патури" (жареная в специях и банановом листе), или просто слегка обжаренная с различными соусами (особенно хороша "шориша-мас" - в горчичном соусе). Также заслуживают внимания всевозможные виды "чингри" (креветки), особенно "майлаи" (креветки-карри с кокосом) и отварные креветки в йогурте с кокосовой стружкой.

Непременным участником трапезы служит хлеб - как вполне привычные нам буханки пшеничного "пау-рути", так и специфические местные виды вроде "лучи" (маленькие круглые пресные лепёшки, сильно обжаренные в масле), картофельные лепешки "пури", гороховые лепешки с начинкой "кочури", золотистый "порта" из пшеничной муки и жареный на открытом огне "рути".

Молочные продукты распространены относительно слабо, а вот творог, топленое масло, "дои" (йогурт, хотя по своим параметрам он ближе к нашей ряженке) используются практически повсеместно и с большой изобретательностью.

Сладости занимают в бенгальской кухне особое место. Это не только обычное украшение стола и детская забава, но и важный элемент многих культовых мероприятий. Большинство сладостей в бенгальской кухне изготавливают из подслащенного прессованного творога ("чхена", больше похож на сыр) и сахара, однако немало заимствований из арабской, китайской, индийской и британской кулинарии, причем многие из них уже давно не похожи на "прародителей". Очень популярны "мисти-дхохи" (подслащенный сливочный йогурт), "зорда" (сладкий рис с орехами), "рос-малаи" (круглые молочные конфеты), "халуа" (халва), "жорда" (сладкий рис, жареный в топленом масле), "мишти" (конфеты), "ухоа" (сгущенное молоко), "шондеш" (смешанный с мукой сладкий творог, рецептов буквально сотни) и его вариант "корапак" (с рисовой мукой), знаменитая "рошголла" ("расгола", шарики из сладкого творога с сиропом, фисташками и специями, жареные в кипящем масле) и её более "плотная" разновидность - "чомчом", "ледикени", "кало-джаам", "шандеш", "шемаи" (сладкая вермишель) и многие десятки других видов. Заслуживают внимания сладкий "кхир", или "фирни" (рисовый пудинг), а также популярнейшие "пита", или "пите" (сладкие пирожки из пшеничной или рисовой муки, смешанной с неочищенным пальмовым сахаром, тертым кокосовый орехом и политые сиропом, встречается более сотни разновидностей).

Обычным повседневным напитком в стране является вода. Также популярны "чаи" (сладкий чай с молоком почти классического британского вида), "ласси" (кисломолочный напиток, похожий на слегка разбавленный йогурт), фруктовые соки, кокосовая вода и молоко.

Алкогольные напитки в повседневной жизни бангладешца практически не встречаются, если не считать дешевого и очень посредственного местного рисового пива. Ислам строго ограничивает как количество, так и время употребления спиртных напитков, а вот в отелях для иностранцев можно найти бары с вполне обычным выбором алкоголя со всех уголков планеты.

Достопримечательности
Дакка
Столица Бангладеш Дакка (Dhaka) расположена на северном берегу реки Бурхи-Ганга почти в центре страны. Датой основания принято считать X в. н. э., то есть по местным меркам это молодой город. С 1608 до 1704 годы Дакка являлся столицей Бенгалии и быстро разрастается в крупный торговый, политический и культурный центр, в развитии которого немалую роль сыграли европейцы. В 1905 году город снова становится столицей Бенгалии, в 1956 году - столицей Восточного Пакистана, но в ходе войны за независимость Бангладеш от Пакистана (1971 г) был сильно разрушен. Поэтому в наши дни Дакка заметно перенаселена и не может похвастать обилием достопримечательностей, но очень интересна как средоточие местной жизни и настоящий "котел наций", в котором смешиваются традиции и обычаи всех народов, населяющих эту страну.

Самая старая секция города лежит к северу от береговой линии. Она пережила период наивысшего развития в эпоху царствования Великих Моголов, когда Дакка была одним из крупнейших торговых центров огромной империи. Сейчас старый город представляет собой обширную область между двумя главными водными транспортными артериями - Садаргхат и Бадам-Толе, где впечатления от наблюдения за повседневной жизнью реки особенно очаровательны. Главная достопримечательность старой части города - буквально прячущийся в лабиринте древних улиц и переулков незаконченный форт Лалбах (Лал-Багх, 1678 г), развалины мечети которого даже изображены на купюре в 100 така.

Неподалеку можно обнаружить старый дворец Ахсан-Манзил (XVII-XVIII вв., сейчас здесь размещается комплекс Национального музея с богатой коллекцией предметов искусства и археологии), прилегающий к нему Парк навабов (правителей Бенгалии), комплекс университета с мавзолеем Йона Деметриуса Эллиаса и Керзон-Холл - первое общественное здание в Дакке (1904 г, бывший правительственный комплекс Бенгалии и Ассама), сильно разрушенную мечеть Бинат-Биби (1454 г - первое сооружение такого рода в Бенгалии), мечеть Тара (мечеть Звезд, XIX в), величественную мечеть Хуссейн-Далан (XVII-XIX вв.), базарную мечеть Чавк (XVII в), чьи минареты видны почти ос всей территории старого города (это первая мечеть в классическом арабском стиле, построенная на территории Бангалии), а также мечеть Хаза-Шахбаз (одно из старейших сооружений города, датируется 1679 годом). Также традиционное внимание привлекают традиционные большие восточные базары, многие из которых сосредоточено как раз в старой части города.

Но главным украшением столицы считается все же лежащая ближе к новым кварталам главная мечеть Байтул-Мукаррам ("Святой дом"), имеющая статус национальной мечети Бангладеш. Это величественно здание, по своей форме напоминающее Каабу в Мекке, начала строиться в 1960-х годах и вобрала в себя и традиционный арабский стиль, и элементы местной архитектуры. Город вообще славится своими мечетями - их здесь более 700. Причем о назначении многих из них неподготовленный путешественник в большинстве случаев даже не догадается - одни похожи на древние караван-сараи, другие - на павильоны или богатые виллы, третьи вообще будет сложно разглядеть в хаосе местных улочек. Но как бы то ни было Дакка остается одним из наиболее насыщенных культовыми сооружениями городов Азии.

Севернее старого города лежит район европейского квартала, также известный как Бритиш-Сити, в котором можно увидеть президентский дворец Банга-Бхаван, несколько парков, храм Дакешвари, буддийский монастырь Дармараджика около Центральной железнодорожной станции (здесь хранится одна из святынь страны - "черный камень Будды"), больше похожую на дворец живописную мечеть Хана Мохаммада Мридха (1704-1705 гг.), лежащий на границе с фортом Лалбах мавзолей Пари-Биби (1684 г), мечеть Кашайтулли и сады Балда с их богатым собранием редких растений.

Старые кварталы достаточно резко контрастируют с современным районом Рамна, занимающим северную часть города, где сейчас размещаются большинство правительственных учреждений и вузов. Самым примечательными сооружением этого района являются здание Парламента (XX в), а также многочисленные посольства, дипломатические резиденции, международные школы, современные супермаркеты, дорогие рестораны и клубы молодого (и дорогого!) района Гульшан ("Цветущий сад"). .

Дакка считается "столицей рикш мира" - только официально здесь зарегистрировано более 300 тысяч этих красочно разрисованных "повозок", без которых не обходится ни одно мероприятие. Поэтому они давно и заслуженно пользуются репутацией самостоятельной достопримечательности города, а такси "европейского типа" можно найти, пожалуй, лишь в Гульшане и других престижных районах, вроде интенсивно расширяющихся кварталов Банани, Баридара, Мухаммадпур, Мирпур и Башундар.

Зато вся остальная территория столицы представляет собой настоящий хаос из сомнительного вида лачуг, узких переулков и достаточно невзрачных пятиэтажек, между которыми вечно бурлит людская река. Пройти по улице здесь бывает попросту невозможно - все более-менее сухие или чистые места оккупировали тысячи торговцев, на каждом углу шумит уличный рынок, а в каждой подворотне кипит своя, непостижимая для иностранца жизнь.. Поэтому экскурсии по "обычной Дакке" пользуются немалой популярностью у редких здесь иностранцев, хотя и связаны с известными сложностями.

Окрестности Дакки
Вокруг столицы стоит познакомиться с городком Сонаргаон (Sonargaon, 30 км к северу от Дакки), являвшемся столицей королевства Иса-хана и Восточной Бенгалии между XIII и XVII столетиями. Город сохраняет множество исторических реликвий, среди которых "город торговцев" Панам-Сити, мечеть Муса-Хан, форт Хаджигандж и другие, хотя многие из них находятся теперь в руинах (в 2008 году Всемирный фонд памятников внес область в список 100 наиболее подвергающихся опасности уничтожения исторических реликвий планеты).

В районе городка Дхамрай (Dhamrai, 20 км к северо-западу от Дакки) можно увидеть большое количество индуистских храмов XV-XVII столетий. А сам Дхамрай славится на весь мир своими мастерами декоративно-прикладных промыслов. Здесь до сих пор действуют мастерские, в которых используется древний способ литья бронзы по выплавляемым восковым формам. Изготавливаемые здесь индуистские культовые статуэтки считаются одними из лучших в мире и отличаются тщательной деталировкой и высоким качеством. К тому же многие изделия здесь можно заказать по каталогу с доставкой в отель, с оформлением драгоценными металлами или резьбой. Поэтому они служат прекрасным сувениром и пользуются особой популярностью у туристов.

А в 45 км северо-восточнее столицы, по дороге на Силхет, лежит обширная речная система Мадхабкунда (Madhabkunda), широко известная своими водопадами (около трех десятков, причем самый большой достигает 61 м в высоту), древним лесным массивом Лавачерра и колоритными деревнями племен типпера, монипури, хассиа и гарос.

Руины Маинимати в прошлом являли собой важный центр буддистской культуры. Сейчас это более пятидесяти рассеянных в 70-100 км к юго-востоку от Дакки памятников истории и культуры, на территории которых ведутся интенсивные раскопки. Известные в VII-XII столетиях как важный центр буддийской культуры, впоследствии они пришли в упадок, но наиболее важные из них - Салбан-Вихара, Котила-Мура и Чарпатра-Мура до сих пор сохраняют немалую толику своего былого величия. Салбан-Вихара - очень хорошо спланированный буддистский монастырь площадью около 1700 кв. м, как бы срастающийся с крестообразным храмовым комплексом в центре внутреннего двора.

Поблизости (приблизительно 10 км к западу от города Комилла) располагается археологический музей Маинимати, представляющий многочисленные находки, найденные при производимых здесь земляных работах, которые включают терракотовые мемориальные доски, бронзовые статуи, бронзовые шкатулки, монеты, драгоценности и рельефные культовые ступы с буддийскими надписями. Котила-Мура представляет собой три большие ступы, представляющие Будду, Дхарму и Сангха - "Три драгоценных камня буддизма". Наиболее важными открытиями в Чарпатра-Мура была находка четырех королевских декретов, гравированных на медных пластинах, три из которых принадлежали средневековым правителям Чандра, а четвертая - Шри Вирандхара Дева, более позднему индуистскому правителю, считавшемуся до этого чисто литературным персонажем. Есть также интересная бронзовая ступа (приблизительно VIII в) высотой всего 24 сантиметра, дающая представление о первоначальной форме разрушенных в настоящее время культовых объектов.

К сожалению, в настоящее время многие из наиболее интересных руин расположены в пределах военной базы и не могут быть посещены без разрешения военных чиновников.

Читтагонг
Город-порт Читтагонг (Chittagong) лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули. Это второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Причиной тому удачное расположение города между морем и горными районами, хорошее морское побережье с обилием островов и отмелей, большое количество древних монастырей сразу нескольких культур, а также множество самобытных горных племен, населяющих районы знаменитых холмов Читтагонга. Да и сам город за свою историю (а основан он был ориентировочно на рубеже новой эры) пережил немало интересных и драматических событий, поэтому славится характерным смешением архитектурных стилей и различных культур.

Главное украшение Читтагонга - лежащий вдоль северного берега реки старый район Садаргхат. Родившийся вместе с самим городом где-то на рубеже тысячелетий, он издревле заселялся богатыми торговцами и капитанами судов, поэтому с приходом португальцев, которые почти четыре столетия держали под контролем всю торговлю на западном берегу Малаккского полуострова, здесь же вырос и португальский анклав Патергхатта, застроенный богатыми по тем временам виллами и особняками. Кстати, это и один из немногих районов в стране, который до сих пор сохранил христианство.

Сейчас в старой части города заслуживают внимания похожая на крепость мечеть Шахи-Джама-э-Масджид (1666 г.), мечети Квадам-Мубарак (1719 г.) и Чанданпура (XVII-XVIII вв.), святыни Даргах-Сах-Аманат и Байязид-Бостами в самом сердце города (здесь есть большой бассейн с сотнями черепах, считающихся потомками злого джинна), мавзолей Бада-Шах, величественный комплекс суда (XVII в.) на Фэйри-Хилл, и множество старых особняков всех стилей и размеров. Многие из них находятся далеко не в лучшем состоянии, но по большому счету это только придает им колорита. Также стоит посетить Этнологический музей в современном районе Модерн-Сити, который имеет интересные экспозиции, рассказывающие о племенах и народах Бангладеш, Мемориальное кладбище жертв Второй мировой войны, живописное водохранилище Фой (приблизительно 8 км от центра города, местные жители называют его озером, хотя оно образовалось при строительстве железнодорожной дамбы в 1924 году), а также пляж Патенга.

Прекрасный вид на город открывается с холмов Фэйри-Хилл и района Бритиш-Сити. К тому же здесь, что немаловажно в условиях постоянной местной жары, постоянно дуют прохладные морские бризы, что делает район популярным местом жительства состоятельных жителей города. Однако большинство туристов задерживаются в городе буквально на один день, поскольку главной точкой притяжения являются все-таки холмистые районы восточнее Читтагонга.

Холмы Читтагонга
Область холмов Читтагонга включает в себя большую область (площадь около 13191 кв. км) лесистых возвышенностей, живописных ущелий и утесов, заросших плотным покровом джунглей, бамбуком, вьюном и диким виноградом, и населенных горными племенами, имеющими свою самобытную культуру и уклад жизни. Это одна из самых дождливых областей Южной Азии - ежегодно здесь выпадает до 2900 мм осадков, и это при среднегодовой температуре воздуха около +26 C! Область включает в себя четыре главные долины, сформированные реками Карнапхули, Фени, Шангу и Матамухур (впрочем, у каждой реки здесь по два-три имени). Это нетипичный по топографии и культуре район Бангладеш, где проживают, в основном, буддистские племена и плотность населения относительно невысока, что позволило сохранить природную среду региона в относительно нетронутом состоянии.

Как ни странно, холмы Читтагонга - наиболее неспокойный регион в стране и поэтому посещение многих районов ограничено (без специальных разрешений сроком действия 10-14 дней можно посетить только районы Рангамати и Каптаи).

Рангамати - пышный и зеленый сельский район, принадлежащий племени чакма, является открытым для посетителей и считается одним из лучших туристических районов страны. Гордость Рангамати - озеро Каптаи (426 кв. км, часть водохранилища Карнапхули), окруженное густыми тропическими и вечнозелеными лесами - уникальный уголок размеренной патриархальной жизни в гармонии с природой. Уже само по себе озеро придает региону удивительный колорит, который только усиливается от обилия зелени и живописных рыбацких деревень, как будто сошедших с картин тушью. Лодки, которые можно нанять здесь, позволят осмотреть озеро во всем его великолепии, также можно опробовать уникальный вид дайвинга - погружение в зарослях лотоса и охоту на озёрного окуня, некоторые экземпляры которого достигают до 50 кг веса. Каждый год в середине апреля здесь проходит красочный буддийский Фестиваль воды, открыты сотни лавочек, торгующих превосходными тканями с этническими мотивами и хорошим качеством. Приблизительно в пяти километрах от озера лежит колоритная деревня Читморонг (Chitmorong), в которой расположен один самых красивых буддийских монастырей страны, а также знаменитый храмовый комплекс Чандранатх.

Добраться в район Рангамати можно сначала на поезде, автобусе или самолете от Дакки до Читтагонга, а затем автобусом до самого городка (приблизительно 314 км от столицы).

Кокс-Базар
Кокс-Базар (Cox's Bazar) - единственный морской курорт и пляжный район Бангладеш, расположенный на самом юго-востоке страны, около границы с Мьянмой. Это место имеет ярко выраженный бирманский колорит (здесь настойчиво продолжают называть Мьянму её старым именем) и относительно слабо развитую инфраструктуру отдыха. Но зато огромные пляжи и чистое море (здесь совершенно нет акул, что само по себе достаточно редкое явление в этих местах), местные декоративно-прикладные промыслы и табачная промышленность (здесь вручную делают неплохие сигары) привлекают сюда тысячи отдыхающих не только со всей страны, но и из-за её пределов.

Всего здесь насчитывается 220 км достаточно широких и, что немаловажно - пологих пляжей с золотисто-серебристым песком. Самым длинным и самым широким пляжем области считается знаменитый Инани-Бич к югу от Кокс-Базара, имеющий длину 120 км (один из длиннейших в мире!) и ширину 50-90 метров, также хорош и пляж Патенга на юго-востоке. При отдыхе здесь следует обращать особое внимание на исламские нормы морали - даже скромно одетые купальщики, особенно женщины, могут подвергнуться наказанию за слишком "вызывающий внешний вид и обнажение тела" - женщинам полагается купаться по меньшей мере в шароварах. Впрочем, на многокилометровом местном побережье всегда можно найти участки с более демократически настроенным обществом, где купальный костюм европейского типа не вызовет никаких эмоций.

После отдыха у моря можно посетить ряд живописных белых пагод и ступ, венчающих невысокие холмы над городом, многочисленные "кхьянг" (буддийские монастыри, построенные выходами из Бирмы в XIX столетии), гробницы монастыря Бара-Кхьянг около Раму (здесь расположена самая большая бронзовая статуя Будды в Бангладеш), а также многочисленные мастерские резчиков по дереву, мастеров плетения из соломы и джута, ткачей и так далее.

Остров Сент-Мартин
К югу от Кокс-Базар протянулись более изолированные берега пляжа Химачери. А еще южнее, примерно в 10 км к юго-западу от южной оконечности страны, лежит маленький островок Сент-Мартин (St Martin Island). Это маленький (площадь 8 кв. км.) тропический рай с белоснежными песчаными берегами, обрамленными зарослями кокосовых пальм и обильной морской жизнью. Это же и одно из лучших мест в стране для отдыха у моря, к тому же почти напрочь лишенное вездесущих москитов, способных в любом другом месте начисто испортить настроение даже самому терпеливому путешественнику. Каждый день между приграничным городком Текнаф (Teknaf) на полуострове Наф и столицей острова - городком Накимпара курсирует паром (время в пути приблизительно 3 часа).

В настоящее время дорога от Читтагонга до Кокс-Базара - одна из худших в стране и до сих пор не достроена окончательно. Поэтому опытные туристы добираются от Дакки до Читтагонга по железной дороге и затем делают пересадку на самолет, который затрачивает на рейс до Кокс-Базара всего 20 минут. Альтернативой могут служить лишь автобусы, которые курсируют между Даккой и Кокс-Базаром (расстояние около 370 км), но это "развлечение не для слабонервных".

Силхет
Город Силхет (Sylhet) находится в северо-восточной части страны, в зеленой долине реки Сурма, разрезающей холмы Трипура на границе с Ассамом. Пологие склоны холмов, плодородная почва, благоприятный климат и обилие осадков сделали Силхет одной из самых больших чайных областей в мире. Интересно, что практически совпадая с границей между Индией и Бангладеш, проходит и граница географических областей, и на территории Ассама уже начинаются горы, где климат гораздо более суров. А зеленые холмы и озера Силхета с их мягким климатом и обилием солнца дают приют не только тысячам видов растений, но и таким редким видам животных как тигр, пантера и дикий кабан. Также здесь проживает множество "диких" племен, чья культура многие столетия развивалась практически в изоляции.

Сам город Силхет имеет в своем облике хорошо прослеживающееся британское влияние, которое очень легко заметить в многочисленных памятниках архитектуры явно колониального стиля. Чайные плантации окружают его плотным кольцом, а расположенный здесь же Бангладешский научно-исследовательский институт чая может рассказать туристу о всех стадиях культивирования, обработки и приготовления чая. В 43 км северо-восточнее города лежат руины Джайнтиапура - столицы некогда могущественного королевства Хаси (современный одноименный город был выстроен значительно позже). Большой интерес здесь вызывают загадочные мегалитические сооружения (столбы высотой до 2,5 метров, каменные ограды и фундаменты древних построек), относящиеся к периоду проникновения буддизма на эту землю, хотя некоторые местные жители полагают, что они являются надгробными памятниками великанов, некогда населявших эти места. А от пограничной заставы Тамабил на дороге Силхет - Шиллонг открывается превосходная панорама на холмы области и красивые водопады на индийской границе.

Раджшахи
Город Раджшахи (Rajshahi) лежит на самом северо-западе Бангладеш, между индийской границей и могучими реками Джамуна и Падма (Ганг). Сам по себе он не очень интересен для туриста - обычный небогатый приграничный город с университетом, несколькими колониальными особняками, десятком мечетей и рынков, а также отличными шелкопрядильными фабриками. Главным украшением города является музейно-исследовательский центр Варендра с обширнейшей коллекцией экспонатов по истории, антропологии и археологии страны. Однако именно отсюда начинаются все маршруты к уникальным археологическим участкам, в изобилии разбросанным вдоль нижнего течения Ганга - одного из признанных очагов человеческой цивилизации.

Визитной карточкой региона являются руины древнего города Гауд (иногда упоминается как Гаур), имеющие репутацию одного самых интересных археологических участков во всей Бенгалии. Сейчас часть этого обширного (более 24 кв. км) комплекса лежит в Индии, часть - в Бангладеш, но добираться сюда одинаково неудобно из любой страны, поскольку болотистые берега реки и почти полное отсутствие дорог охраняют его не хуже высоких стен.

Путхиа
В 29 км к востоку от Раджшахи, в деревне Путхиа (Puthia), расположена очаровательная, но малоизвестная группа средневековых индуистских храмов. Помимо внушительного дворца Махарани, здесь можно увидеть большой белый храм, посвященный Шиве (1823 г.) - превосходный пример индуистского стиля обычной для северной Индии архитектуры. Храм имеет три сужающихся яруса, возглавленных пятью спиралевидными шпилями, украшенными ажурной каменной резьбой и скульптурными работами, которые, к сожалению, были изуродованы в течение многочисленных войн. Также колоритен посвященный богу Кришне храм Говинда (1823-1895 гг.) - большое квадратное сооружение, коронованное набором миниатюрных декоративных башен с невероятно сложными по исполнению терракотовыми барельефами, изображающими сцены из индуистских эпосов. Комплекс Джаганнатх (XVI в.) - один из самых прекрасных примеров храма, имеющего форму местной хижины. Пятиметровые стены храма, постепенно сужаясь, образуют изящную отдельную башню, которая возвышается на 10 метров. Западный фасад украшен группами терракотовых барельефов с геометрическими орнаментами. Храм Бангла по форме также напоминает бенгальскую бамбуковую хижину, однако построен он из кирпича с изящными терракотовыми орнаментами. Также интересны храм Джаггатхатри (посвящен богине Дурге), несколько меньший храмовый комплекс в характерном стиле чау-чала и несколько более скромных храмов. Добраться до комплекса храмов Путхии можно на автобусе из Раджшахи или городка Натор (Nator, 16 км восточнее), правда придется пройти около одного километра на юг от шоссе пешком.

Махастхан
Археологический участок Махастхан (Махастанагар, датируется III в. до н. э.) лежит в 13 км к северу от города Богра (Bogra) и является самым ранним из древних городов Бенгалии. Это внушительный укрепленный комплекс некогда занимал площадь приблизительно 210 000 кв. м., причем большая часть города, как считают ученые, все еще таится под речными наносами и полями. Цитадель с трех сторон окружена искусственными рвами, а с четвертой - рекой Каратоя, и считается одним из самых ранних образцов полноценного фортификационного комплекса в регионе. Снаружи и вне цитадели, справа от дороги, находятся развалины кирпичного индуистского храма Говинда-Бхита (ориентировочно IV-XII вв. н. э.), а напротив возвышается комплекс Археологического музея Махастхан, в котором собрана прекрасная коллекция предметов, найденных на месте раскопок.

Приблизительно в 6 км к западу от Махастхана лежат руины Васу-Бихара - буддийского монастыря, описанного известным китайским путешественником Хюэй Цангом еще в VII столетии нашей эры. Недавние раскопки показали важное значение этого комплекса для распространения буддизма в регионе, а также подтвердили почти 500-летнюю историю этого удивительного места. Остальные руины лежат в пределах 8 км вокруг, делая окрестности Махастхана одним из наиболее важных археологических объектов области.

Джайпур
Однако самый захватывающий буддийский комплекс региона расположен в 56 км к северо-западу от Махастхана, около рыночного города Джайпур (Jaipur). Гигантский храм и монастырь Пахарпур (Сомапури-Вихара, датируется VIII столетием нашей эры) является самым большим отдельно стоящим буддийским храмом ("вихара") к югу от Гималаев. Его стены имеют длину приблизительно 273 метра по каждой стороне, причем в каждую из них встроено еще по 177 монашеских келий, а в центре огромного внутреннего двора (площадь - 9 гектаров!) возвышаются руины некогда величественного храма, который даже сейчас имеет высоту 22 метра. Храм в плане имеет крестообразную форму и построен из удивительно прочного кирпича, облицованного тысячами терракотовых плиток, каждая из которых украшена рисунком, причем сюжетов несколько десятков. Также здесь можно обнаружить развалины нескольких священных водоемов, вспомогательных зданий, трапезной, миниатюрной копии главного храма и прочих культовых построек, а также все еще бьющий из земли священный источник, который сейчас больше похож на обыкновенный родник. В нескольких сотнях метров восточнее монастыря лежат руины храмового комплекса Сатьяпир-Бхита, очевидно посвященного богине Таре. Доступ к храмам достаточно непрост, поскольку дороги в этих краях по большей части представляют собой лишь тележные колеи, которые проходимы для автомобиля только в относительно сухой сезон (в период муссонов вода заливает почти весь храмовый комплекс).

Приблизительно в 19 км от приграничного города Динаджпур (Dinajpur) располагается красивый индуистский храм Кантанагар, который был построен во славу Кришны в 1752 году махараджей Пран Натом. Этот комплекс, получивший широкую известность благодаря прекрасной терракотовой отделке, изначально был украшен девятью башнями и увенчан тремя шпилями, но был сильно поврежден землетрясением в конце XIX столетия. Храм справедливо считался одним из лучших примеров характерной местной архитектуры, а изображенные в терракоте сценки из Рамаяны и Махабхараты, даже несмотря на их обширные повреждения, до сих пор считаются своеобразным учебником индуистской мифологии. Заслуженный интерес обычно вызывает и древнее индуистское поселение Шерпур (Sherpur).

Кхулна
Регион Кхулна, названный в честь одноименного города, лежит на юго-западе страны, между дельтой Ганга и индийской границей. Область покрыта густой сетью рек, проток и ручьев многочисленных рукавов Ганга, превращающих две трети территории провинции в нечто среднее между болотом и джунглями. И именно по этой причине густонаселенная область Кхулны является одним из последних очагов нетронутой живой природы в регионе - здесь, среди проток, мангровых лесов и болот, обитают последние представители таких редких видов, как бенгальский тигр, речной дельфин и водяной буйвол, а также множество других образцов растений и животных.

Столица региона - Кхулна (Khulna) лежит в 335 км к юго-западу от Дакки и считается крупным торговым, промышленным и образовательным центром Бангладеш. Достаточно хаотичный город с населением более 2 миллионов человек лежит по обе стороны реки Рупса (Рупша) и практически со всех сторон окружен тремя десятками других водотоков. Основанный Улуг-ханом Джаханом Али в XV в. н. э. под именем Халифабад, город считается первым центром ислама в регионе. Легенды гласят, что Улуг-хан построил здесь приблизительно 360 мечетей, более полусотни дворцов и мавзолеев, причем все это - всего лишь за 50 лет! Он же проложил сеть дорог, связывающих Кхулну с другими крупными городами Бенгалии, но сегодня все это великолепие давно поглотили реки и джунгли, а от былого величия конкурирующего с Калькуттой Халифабада осталось лишь несколько полуразрушенных строений, скрывающихся среди высоких пальм. Лишь горстка мечетей того периода уцелела благодаря стараниям местных жителей, однако из-за своей достаточно простой архитектуры они мало привлекают туристов. И в то же время такие образцы зодчества как мечети Сингар, Биби-Бегни и Чунакхола, мавзолей и мечеть Хан-Джахан (1459 г, один из важнейших центров паломничества в области), огромный пруд Тхакур-Дигхи с обитающими в нем крокодилами (каждый день им приносят в жертву цыпленка, что достаточно необычно для строгих мусульманских традиций региона) и мечеть Ронвиджойпур (её купол считается самым большим в стране - его диаметр составляет 11 м) вполне заслуживают посещения.

Но визитной карточкой города считается мечеть Шаит-Гомбудж (Шейт-Гумбад - "шестьдесят куполов", в действительности же их здесь 77!) в районе Багерхат - одна из самых древних мечетей в Бангладеш. Она была построена Улуг-ханом в XV столетии, имеет необычайно толстые стены и характерный интерьер с десятками тонких колонн, как бы делящих внутренние помещения на ряд узких пролётов. Рядом расположен безмятежный старый пруд Гхора-Дигхи.

Также к своеобразным достопримечательностям города относятся многочисленные "индустриальные реликвии", которые можно обнаружить на местных фабриках буквально на каждом шагу - гигантские паровые двигатели, стальные громады пассажирских паромов или каботажных судов, многим из которых по 70-80 лет, давильные прессы и водяные мельницы - все это как будто сошло с картинок из учебника истории ХХ века.

Одним из самых интересных способов знакомства с регионом Кхулны является путешествие на теплоходах Rocket Service от Дакки. Несмотря на громкое название, эти суда представляют собой старинные пароходы, принадлежавшие еще британской линии British Raj. Поездка занимает от 20 до 24 часов в зависимости от уровня воды в реке, и представляет собой замечательный способ исследования многочисленных протоков Сундарбана (собирательное название заболоченных низовий дельты Ганга и Брахмапутры) и знакомства с протекающей почти целиком на воде жизнью жителей этих мест. Также можно нанять лодку или присоединиться к экскурсиям через рукава Сундарбана, от Кхулны до Куакаты или Херон-Пойнта (Heron Point), где есть небольшой лодж и огромное разнообразие представителей живой природы. Сама Куаката (Kuakata, самая южная точка дельты Ганга) славится как неплохой пляжный район и место размещения одной из местных святынь - двадцатиметровой статуи Будды.

Также можно посетить две удивительные мечети домогольского периода - в деревне Касба-Гуарнади (Qasba Guarnadi, XIII-XV вв.) и около городка Патуакхали (Patuakhali, 1464 г.), а также услышать знаменитый природный феномен, известный как "пушки Барисала". Это загадочный шум, напоминающий артиллерийскую канонаду, так и не получил научного объяснения, но услышать его можно в окрестностях города Барисал, на берегах одного из рукавов Ганга - Тетулиа (Tetulia). Справедливости ради следует отметить, что подобные феномены известны не только в этом районе. В Голландии и Бельгии их называют mistpoeffers, в Италии - brontidi, на Филиппинах - retumbos, в США и Канаде - fog guns, но именно барисальская загадка привлекает больше всего туристов, поскольку наблюдается заметно чаще, чем в других уголках Земли.

Праздничные дни
1 января - Новый год.
26 марта - День независимости.
21 февраля - Экуше, или Омор-Экуше (День памяти героев).
1 мая -  День труда.
15 августа - День национального траура.
7 ноября - День революции.
16 декабря - День Победы (Биджой-Дибош).

Памятка туристу
Бангладешцы в основной массе своей еще не утратили веру в языческие ритуалы или традиции, вне зависимости от веры, которую исповедуют они сами. Особенно это выражено в деревнях. Пустой кувшин, труп птицы или ветка вербы на дороге, нечетный номер - все это считается неблагоприятным знаком для начала путешествия или нового дела. А баньян по непонятным причинам вообще служит чуть ли не предметом благоговейного страха и сельский житель без особой на то причины никогда не пойдет мимо него ночью, хотя по индуистской традиции это одно из самых почитаемых деревьев. Рождение мальчика расценивают как удачу, а рождение дочери в большинстве случаев нежелательно. Это объясняется тем, что дочь надо выдавать замуж, собирать ей приданое и так далее, поэтому дочь для бенгальца - "отрезанный ломоть". После свадьбы она полностью переходит в подчинение мужа и его семьи. Сын же, напротив, будет помогать родителям в старости.

Мусульмане и христиане хоронят тела умерших на кладбищах, индуисты сжигают их. Мусульмане проводят поминки "кулкхани" на четвертый день смерти, а христиане на четырнадцатый ("чехлам"). У индуистов хоронить умершего должен сын, муж или ближайший родственник (мужчина). Женщины не допускаются на место, где совершается кремация. После смерти родителей утром сын обязан обрить голову. Всевозможных обрядов подобного рода здесь бессчетное множество и каждый из них может считаться самостоятельной иллюстрацией к длинной истории этой земли, причем зачастую имеющей гораздо большее значение для местного жителя, чем кажется на первый взгляд. Поэтому не рекомендуется пытаться участвовать в подобных церемониях без официального на то разрешения, или пытаться снимать их, даже издалека - это может вызвать достаточно агрессивную реакцию.

Брак часто устраивается родителями, которые сами ищут пару для сына или дочери. Однако брак не может считаться законным, если сами молодые люди не соглашаются на него. Потому все большее распространение получает самостоятельный поиск партнера, но он также не может привести к свадьбе без одобрения родителей. Некоторые консервативные мусульмане избегают вступать в брак с приверженцами других конфессий, однако в целом никаких запретов на подобные браки нет. Сама свадебная церемония проводится тут же, в пределах деревни жениха, на специально построенной и украшенной цветами платформе, и обязательно проводится при участии священника или муфтия ("кази").

Прикосновение к незнакомому человеку считается правилом дурного тона. Поэтому мужчинам не советуют протягивать руку в качестве приветствия, особенно следует воздерживаться от предложения рукопожатия бангладешской женщине или ребенку. Мужчины могут здороваться за руку только друг с другом, но и то только в случае, если они хорошо знакомы. С этой же традицией связано подчеркнутое избегание контактов даже в плотной толпе на улице, поэтому назойливые местные торговцы вряд ли будут хватать чужака за полу одежды или локоть, как это принято во многих соседних странах.

Большинство бангладешских женщин носит "шари" (сари) - красочную пятиметровую полосу ткани, которую особым образом оборачивают вокруг тела и драпируют в многочисленные складки. Также нередки блинные юбки и короткие блузы, которые дополняются особыми поясами или опять же обернутой в несколько раз полосой ткани. Некоторые выбирают "шальвар-камиз" - комплект из длинной (почти до колен, а чаще и длиннее - тогда она снабжается разрезами по бокам) свободной рубахи с рукавами и таких же свободных брюк. Вариантов такой простой на первый взгляд одежды тысячи - местные жители проявляют известную изобретательность в этом вопросе и нередко отделывают свою одежду с особым изяществом.

Мужчины носят "лунги" - своеобразную свободную юбку, собранную на поясе в узел, длинную рубашку "панджаби" (существует и женский вариант) в комплекте со свободными брюками ("пийжама"), шарфом ("дупатта") и все тем же "лунги". В индуистских общинах распространен "дхоти" - нечто среднее между "лунги" и сари, хотя и завязываемое по другому принципу. В городах мужчины очень любят костюм европейского типа, поскольку это престижно, однако нередко такая одежда похожа на западную только по названию и общему виду. В деловых кругах распространен как европейский костюм, так и строгие варианты национального костюма.

Считается неприличным показывать ступни своих ног другим, поэтому за столом принято сидеть скрестив ноги и поджав их под себя. Если гость желает что-то подарить хозяину в знак благодарности, ни в коем случае нельзя дарить деньги и алкоголь - это может причинить серьезную обиду. Лучше дарить сладости, табак, какие-то фрукты и сувениры. Очень большую радость вызывают красочно оформленные книги, даже если они написаны на неизвестном хозяину языке. Женщинам же принято дарить цветы и какие-то безделушки (украшения, часы или предметы одежды может подарить только муж!). Очень рекомендуется уважать религиозные воззрения хозяев и ни в коем случае не вступать в беседы на теософские темы. Хотя бангладешцы и известны как очень веротерпимая нация, сдержанность здесь явно не помешает.

Фотографировать местных жителей следует с большой осторожностью. В сельских районах у объекта съемки следует обязательно спросить предварительное разрешение, особенно если это женщина. В некоторых случаях за снимок придется заплатить, но обычно это достаточно скромная сумма, которую к тому же можно уменьшить в процессе торга. Настоятельно не рекомендуется фотографировать военные сооружения и объекты.

Стоимость «типового» ужина 2$ -5$.

Аренда авто в сутки - около 80$.

Большинство сделок и покупок (особенно - на рынках) требуют торговли, которая рассматривается как неотъемлемая часть процесса купли-продажи, при грамотном торге можно снизить цену в 2-3 раза, особенно на рынке и в частных лавочках. В крупных государственных магазинах торговаться не принято. 

Все туристы должны иметь действительное международный сертификат о прививках против желтой лихорадки. 

Рекомендуется вакцинация против малярии. 

Медицинское обслуживание платное. Иностранцы могут получить медицинское обслуживание в любом частном госпитале. Все расходы, связанные с медицинской помощью, оплачиваются наличными или чеками. Системы медицинской помощи иностранцам по страховым полисам в Бангладеш нет.

В Бангладеш достаточно дешевы как автобусы, составляющие основу междугородных перевозок, так и железнодорожные линии. 

Бангладеш имеет довольно обширную систему внутренних автодорог, но они обслуживаются автобусами настолько устаревшими по конструкции и с таким износом, что путешествие по ним связано с определенным риском. 

Единственным приемлемым вариантом можно считать машины так называемого "первого класса", курсирующие между столицей и Читтагонгом. Дороги пересечены множеством рек, часто разливающихся от дождей, поэтому уйма времени тратится на объездные пути, паромные переправы и прочие непредвиденные обстоятельства. 

Широко развита сеть водного транспорта, хоть и намного более медленного, но зато более безопасного. 

В период Рамадана и Аль-Фитра практически на всех видах транспорта многие рейсы отменяются. 

Книга рекордов:
* Нижнее течение Ганга и Брахмапутры является самой большой дельтой в мире - её площадь по разным оценкам составляет от 75 до 105,6 тысяч квадратных километров, а число только крупных проток доходит до 240.
* Бангладеш - самая густонаселенная страна в мире. На одного жителя здесь приходится менее 0,9 квадратного километра площади, что в 1,9 раза превышает показатели таких густонаселенных мегаполисов планеты, как Шанхай или Мехико.
* Бангладеш производит больше джута, чем любая другая страна в мире.
* Монастырь Пахарпур (Сомапури-Вихара, VIII в. н. э.) является самым большим отдельно стоящим буддийским храмом к югу от Гималаев.
* Национальный парк Сундарбан считается самым большим мангровым лесом в мире (38,5 тысяч квадратных километров).