Лунный свет

г.Запорожье, улица Маяковского 11
Деловой Центр "Маяковский", Вход А, эт. 7

Пнд.-Пт.: 10:00 - 18:00, Сб.: 10:30 - 16:00

моб. тел.: (050) 879 79 79, (050) 399 66 55
e-mail: L.svet.oxavna@gmail.com 

info@luniy-svet.zp.ua

Каталог стран

Туры

Визы


Азия → Ирак

Столица
Багдад.

Язык
Официальными языками страны считаются арабский и курдский. На бытовом уровне широко используются языки этнических групп, в том числе армянский и ассирийский. Многие иракцы достаточно неплохо говорят по-английски и по-французски, а некоторые и по-русски. Используется арабская система письма.

Население Курдистана в подавляющем большинстве использует курдский язык, хотя свободно говорит и по-арабски. Система письменности основывается на арабском алфавите с добавлением отдельных букв для гласных звуков.

Территория
432,1 тыс. кв. км.

Население
Общая численность населения страны составляет около 27,4 млн человек, однако еще около 2 млн жителей Ирака в настоящее время проживает за пределами страны (в Иране, Сирии, Иордании, Египте, Ливане и Турции).

Приблизительно 75-80% населения составляют арабы, 15-20% - курды, также здесь проживают персы, турки, ассирийцы, армяне, туркмены и др. В стране насчитывается более сотни кочевых, полукочевых и оседлых племен, при этом племенное деление сохраняет также некоторая часть арабов и курдов.

Вероисповедание
Жители Ирака в подавляющем большинстве исповедуют ислам. Однако здесь наблюдается достаточно ярко выраженное разделение мусульман на суннитов (около 32-37% населения) и шиитов (около 60-65%). При этом к этим конфессиям могут принадлежать представители различных этнических групп, что позволяет говорить о религиозной принадлежности как об основной составляющей иракского общества. Некоторые географические районы почти целиком заселены представителями той или иной конфессии, что образует устойчивые области проживания практически однородных этнокультурных групп (достаточно вспомнить пресловутый "суннитский треугольник", расположенной между городами Эль-Фаллуджа, Баакуба и Рамади к северу от Багдада, или прилегающие к Шатт-эль-Араб районы, традиционно называемые "шиитскими").

Разница во времени
Не отличается от киевского.

Телефонный код
Из Украины со стационарного телефона звонить: 0-0-964-<код города>-<номер телефона>
0 - выход на межгород
0 - выход на международную линию
964 - международный телефонный код Ирака
Из Украины с мобильного телефона звонить: +964-<код города>-<номер телефона>.

Телефоны экстренных служб
В каждом населенном пункте используются свои телефонные номера служб спасения.

Чаевые
Чаевые обслуживающему персоналу составляют 10% и автоматически добавляются к счету. В ресторанах крупных городов чаевые составляют 10-15%, в провинциальных заведениях дополнительные выплаты не обязательны, но рекомендуется округлять сумму в большую сторону. При поездке на такси следует согласовывать сумму заранее, до посадки в машину.

Валюта
Новый иракский динар (NID, IQD), номинально равный 20 дирхамам и 1000 филсов (реально эти единицы практически не используются). В обращении находятся банкноты номиналом в 25 000, 10 000, 5000, 1000, 500, 250 и 50 дирхамов, а также монеты в 100 и 25 дирхамов. Курс дирхама достаточно неустойчив.

Официально иностранная валюта может использоваться в специализированных беспошлинных магазинах Багдада, при этом должен быть предъявлен паспорт, а сумма единовременной покупки не должна превышать $200. Однако на практике доллары США, евро и валюты соседних стран имеют на территории Ирака практически неограниченное хождение (отели, например, обычно требуют оплату только в валюте).

Банки обычно открыты с субботы по среду - с 08.00 до 12.30, по четвергам - с 08.00 до 11.00. В период Рамадана банки закрываются уже к 10.00.

1 RUB = 37.54 IQD
1 USD = 1136.40 IQD
1 EUR = 1578.99 IQD

География
Республика Ирак находится в Юго-Западной Азии, в Месопотамии (долина рек Тигр и Евфрат). Граничит на юге с Кувейтом и Саудовской Аравией, на западе - с Иорданией и Сирией, на севере - с Турцией, на востоке - с Ираном. На юго-востоке узкой полосой устья Шатт-эль-Араб выходит к побережью Персидского залива.

Политическое устройство
Официальное название страны - Республика Ирак (Аль-Джумхурия аль-Иракия, Al Jumhuriyah al Iraqiyah). По последней редакции Конституции от 15 октября 2005 года Ирак является федеративной парламентской республикой. Глава государства - президент.

Законодательный орган - двухпалатный парламент, состоящий из Совета представителей (275 членов, избранных по пропорциональной схеме от представителей основных этнорелигиозных групп страны) и Совета федерации (система выборов членов палаты пока находится в стадии формирования, поэтому фактически парламент однопалатный). Совет представителей избирает членов Президентского совета и одобряет кандидатуру премьер-министра, входящего наравне с президентом в состав Президентского совета.

Также очень большой (часто доминирующий) вес имеют религиозные власти, в первую очередь духовный лидер страны - великий аятолла Али аль-Систани, а также местные религиозные лидеры.

Административно страна разделена на 18 провинций (мухафаза) и одну федеративную единицу (Иракский Курдистан, окончательный статус не определен).

Климат
Субтропический на севере и тропический на юге, жаркий и сухой. В силу того, что климат является резко континентальным, то важно помнить про чрезвычайно жаркое лето и холодные зимы. Особенно на севере страны, в гористом иракском Курдистане. Наиболее комфортными для посещения страны сезонами являются осень и весна.

Средние летние температуры на севере достигают +40°С при максимумах в +50-53°С, а в большинстве центральных и южных районов превышают +50°С. Зимой средние температуры колеблются от +4°С до +13-16°С при возможном похолодании до -10°С на севере и до -5°С на юге. При этом в ночное время столбик термометра нередко опускается до +16-19°С летом и до -5-8°С зимой.

Национальная кухня
Основа местной кулинарии - мясо и рис. Причем в силу того, что мусульмане не едят свинину, большая часть блюд готовится из крайне популярной здесь баранины, несколько реже - из говядины, а в большинстве повседневных блюд используется мясо птицы. Причем в ход идут почти все части туши, в том числе и субпродукты, из каждого вида которых готовят отдельные разновидности блюд со своей рецептурой.

К наиболее популярным мясным блюдам обычно относятся традиционные шашлыки, не менее распространенная "тикка" (маленькие куски баранины, обжариваемые на вертелах), "кузи", или "куози" (жаренный целиком фаршированный ягненок), "киббе" (рубленое мясо с орехами, изюмом и специями), "киббе-батата" (тушеная с картофелем говядина), популярная на всем Ближнем Востоке долма (рецептов этого блюда здесь насчитывается неимоверное количество) и достаточно необычные местные голубцы (мало того, что делаются они из квашеной капусты, так еще и на начинку идет фасоль и другие овощи), цыпленок с красным рисом (традиционное повседневное блюдо), многочисленные виды кебаба, своеобразная местная пицца - "лахма-би-аджин", тушеная с овощами и фруктами говядина и множество других самобытных блюд.

Рыба на местном столе встречается гораздо реже той же птицы, поскольку морское побережье страны очень узкое, зато в водах Тигра вылавливают немало пресноводной рыбы, из которой готовят такие популярные блюда, как "масгуф" (своеобразная шаурма, когда свежевыловленную рыбу жарят на углях, понемногу срезая слои прожарившегося продукта). Зато очень популярны различные первые блюда: от легких бульонов и овощных супов из фасоли, риса или чечевицы, до густых супов-пюре и традиционного местного супа из субпродуктов "паша".

Мясо и рыба обычно сопровождаются или фаршируются отварным рисом, овощами (в первую очередь бобовыми) и зеленью. Гарнир из свежих овощей или блюд из них - непременный участник местного застолья. Причем в этом качестве используются как традиционные арабские блюда - "фелафель", "хомус", "джаллаб", "джамид", так и специфические местные - "злата-бтамата-убацаль" (салат из лука и помидоров), "алас-биль-хамод" (чечевица с лимонным соком), "яланчи" (фаршированные рисом помидоры) и другие фаршированные овощи, "лубъя-хидра" (свежая отварная фасоль), "мажядра", или "маджъяра" (рис с чечевицей), десятки видов блюд из баклажана, "джидье-арабийе" (отварной рис с чечевицей, луком и чесноком), паста из бобовых с маслом "бигилля" (часто используется с лепешками, на которых подается жареное яйцо) и другие.

Немаловажная роль отводится всевозможным специями и приправам, вроде "бахарат" (специфический местный набор специй), "амба" (маринованное манго с горчицей, пажитником, куркумой и перцем чили), "турши" (смесь соленых овощей), "гаймер", или "геймер" (кисломолочный продукт, род сливок) и т. д. Подобно многим арабским странам, важное место занимает хлеб "самун" и местные лепешки "хубз". За завтраком хлеб подают с маслом, джемом, медом, сыром, "либной" (йогурт с оливковым маслом), патокой, пастой сезама и различными соусами.

Превосходны и местные сладости: "ширини" (тыквенный пудинг), "баклава" (слоеное печенье с медом и орехами) и различные её разновидности вроде "кахи" (трубочки из теста, пропитанные медом или сахарным сиропом), "г'шур-пуртагаль" (цукаты из цитрусовых), "симбусак" (пирожки с различными наполнителями), "бурек", "шакарлама" (простое печенье) и "маамуль" (печенье с начинкой), "мамуния" (пудинг из пшеницы), "плау-ахмар" (красный рис с миндалём и изюмом), фаршированные фрукты (в том числе финики) и десятки других сладостей. Практически во всех домах всегда, даже при отсутствии гостей, держат на столе различное печенье, десерты и леденцы как легкую закуску между трапезами и непременный атрибут гостеприимства.

Трапеза обязательно сопровождается различными газированными напитками, водой (часто со льдом), чаем и кофе. Кофе и чай обязательно подаются на стол до и после трапезы, но никогда в течение оной. Причем жители Ирака, в отличие от многих своих ближневосточных "соседей", обычно пьют кофе с сахаром и сливками или молоком, но также очень крепким (хорошим тоном считается 9 раз довести кофе до образования пены, прежде чем подавать его на стол - эта процедура якобы удаляет все примеси из исходных зерен).

Так как ислам запрещает употребление алкоголя, единственным спиртным напитком здесь можно считать лишь единый для всего Востока "арак" (анисовая водка).

Достопримечательности
Багдад

Столица Ирака находится в числе древнейших городов планеты - уже в XIX-XVIII вв. до н. э. здесь, на берегу реки Тигр, неподалёку от устья реки Дияла, существовали людские поселения. Современный Багдад был основан в 762 году как столица государства Аббасидов, и уже к IX веку он превратился в крупнейший культурный и торговый центр Ближнего Востока, став столицей Арабского халифата. Неоднократно разрушаемый захватчиками практически до основания, город каждый раз быстро отстраивался заново, сохраняя, тем не менее, свою радиальную структуру. В 1638 году город входит в состав Османской империи, а в 1917 году оккупируется британцами. В 1921 году Багдад становится столицей независимого королевства Ирак, а в июле 1958 года - независимой Республики Ирак.

Старый Багдад представляет собой невообразимую смесь узких кривых улочек, рынков и древних глинобитных домов, выходящих на набережную Тигра. Главными его украшениями являются сами старые кварталы с их неровными булыжными мостовыми, двух-трехэтажными домами с причудливо оформленными окнами и дверными проемами. К его историческим памятникам относятся медресе Аль-Мустансирия (XIII в.), дворец Аббасидов (XII-XIII вв.), мавзолей Зубайды (XIII в.), минарет Сук-аль-Газаль (XIII в.), здание караван-сарая Хан-Марджан (XIV в.), Золотая мечеть с мавзолеем Мусы аль-Кадима (XVI в.) и знаменитый Сук - рынок, отделяющий старые кварталы от более молодых районов. За пределами исторического ядра Багдада расположены такие уникальные памятники, как мечети Рамадан и Бунние (обе XIV-XV вв.), святыня Аль-Кадрия (Аль-Кедерейя, XI в.) с огромным куполом (1534 г.), комплекс мечети Аль-Адамийя на территории мавзолея имама Абу-Ханифа (IIX-XIX вв.), мавзолей и мечеть Аль-Джайлани (XVI в.) с огромным куполом и роскошной библиотекой, мавзолей Омара аль-Сахраварди (1234 г.), мечети Эль-Кадимайн (Аль-Кадумайн, XV-XVI вв. - одна из самых почитаемых мечетей в исламском мире), Аль-Джаваат (XVI в.), Умм-аль-Махар (Умм-аль-Маарик, XX в., минареты этой мечети вздымаются на высоту 43 м, а хранящийся здесь Коран, как утверждается, был написан кровью Саддама Хусейна) и Аль-Рахман (XX в.), мавзолей Ситт-Зумурруд-Хатун (1202 г.), а также новая Мечеть калифов с древним минаретом, который принадлежал мечети Дворца калифов приблизительно тысячу лет назад.

Также заслуживают внимания ворота Вастани (Дафарийя, Баб-эль-Вастани, XIII в.) - единственный сохранившийся фрагмент средневековых укреплений города, руины ворот Халаба (1221 г.), армянская церковь Святой Девы Марии, или Мескента (1640 г. - одна из самых старых церквей в Багдаде), католическая церковь Сен-Томас (1866-1871 гг.) на улице Аль-Хулафа, резиденция халдейского патриарха и принадлежащий этой же конфессии храм Богоматери Скорбящей (1838 г.) на Рас-аль-Грайе, напротив рынка Шорджа, армянская католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы (1898 г.) и сирийская католическая церковь Святой Девы Марии (1841 г.).

Несмотря на стремление оккупационных властей уничтожить все памятники, связанные с периодом правления Хусейна, в городе все еще можно увидеть роскошный дворец Ар-Рихаб в западной части Багдада и все восемь дворцов Саддама, разбросанных по всему городу - Абу-Гурайб, Аль-Салам, Аль-Сиджуд, Аль-Азимия, Дора-Фармс, Радвания и Республиканский дворец (доступ на территорию большинства этих колоритных сооружений, представляющих собой настоящие памятники архитектуры и садово-паркового зодчества, запрещен, но осмотреть их из-за пределов ограды вполне возможно), здания парламента и правительства, монумент Революции 14 июня (1960 г), комплекс памятника Неизвестному Солдату (1959 г.) и памятник шахидам (1983 г.) в память погибших на Ирано-иракской войне (оба комплекса имеют внушительные музеи), памятник Мученикам восточнее моста Джумхурия, Триумфальную арку, две дуги которой выполнены в виде сабель, отлитых из металла трофейного иранского оружия, а также множество других сооружений периода середины - конца XX века.

До недавнего времени в Багдаде находилось множество музеев, среди которых были такие всемирно известные коллекции, как Археологический музей Ирака, Иракский национальный музей (самый крупный музейный комплекс на Ближнем Востоке с 29 постоянно действующими экспозициями), Иракский музей естественной истории, Музей современного искусства, Музей традиционного наследия, Музей национальных костюмов и фольклора с близлежащим Музеем пионеров иракского искусства, Музей естествознания, Иракский военный музей и Багдадский музей. Однако в период боевых действий 2003 года значительная часть музейных экспонатов была разграблена, и в настоящее время судьба их неизвестна. Также в Багдаде имеется множество парков, среди которых наиболее популярными всегда являлись парк Завра (Заура), сады Багдадского острова (60 га) с их многочисленными аттракционами, ресторанами и луна-парком, а также Багдадский зоопарк в излучине Тигра.

Своеобразной городской достопримечательностью стала так называемая Зеленая зона, в пределах которой некогда располагались все дворцы диктатора. В наши дни это тщательно охраняемая дипломатическая и правительственная область закрытых кварталов в самом центре столицы, по всему периметру оплетенная колючей проволокой и обставленная блокпостами. Посетить многочисленные виллы семьи Хусейна, его подземный бункер в дворце Бельвьер, штаб-квартиру некогда правящей партии БААС, многочисленные здания министерств и ведомств (многие из них выполнены по очень оригинальным проектам), отель "Аль-Рашид" и множество других сооружений зачастую практически невозможно, однако общий ритм и стиль жизни этого анклава нового правительства, живущего практически в полной изоляции от остального города, попросту не имеют аналогов в мире.

Всегда славящийся своими рынками, Багдад и сейчас может предложить немало колоритных торговых зон, среди которых известные рынки медников (котельщиков), рынок ткачей Аль-Баззазин, крупный базар Шорджа - один из самых важных торговых центров города, торговая улица Мустансер с десятками магазинчиков галантереи, женской одежды и украшений, а также десятки небольших базаров, разбросанных практически по всей столице.

Вавилон
Развалины древней столицы Вавилонии - главного археологического памятника Ирака - лежат примерно в 100 километрах к югу от Багдада, на берегу Евфрата. По данным ученых, уже в XXIII в. до н. э. на этом месте был крупный торговый центр, причем возник он на руинах еще более древнего шумерского поселения. Таким образом, Вавилон может считаться древнейшим городом планеты. Он был центром Шумера и Урарту, Аккадии и Месопотамии, Сузианы и Ассирии, Вавилонии и империи Ахеменидов. Наибольшего расцвета древний город достиг в 626-538 гг. до н. э., когда были построены многие храмы и дворцы, мощнейшая фортификационная система, а также многие другие сооружения, в том числе вошедшие в список семи чудес древнего мира Висячие сады и Вавилонская башня. Однако уже в 331 г. до н. э. Вавилон был завоёван Александром Македонским, который собирался сделать столицей своей огромной империи, но после его смерти эта идея была забыта, и к началу новой эры на месте города остались лишь развалины.

До наших дней в той или иной степени сохранности дошли лишь фрагменты былого величия города - Летний и Зимний дворцы Навуходоносора II (считается, что именно на террасах этих дворцов были расположены знаменитые Висячие сады Семирамиды площадью около 1,4 гектара), уникальный семиярусный зиккурат, улица Процессий (первая в мире асфальтовая дорога, выходившая к главному храму города - Эсагилу), знаменитый Вавилонский лев и ворота Иштар (копия, подлинные врата хранятся в Берлинском музее). Все остальные дома и сооружения безжалостное время превратило буквально в пыль (глиняный необожженный кирпич, смешанный с соломой и природным асфальтом - основной строительный материал древнего города - оказался очень нестоек к воздействию ветра и соленых грунтовых вод). Вокруг развалин Вавилона можно увидеть монументальную загородную резиденцию Саддама Хусейна и несколько еще не раскопанных древних курганов.

В то же время по земле Месопотамии разбросано множество городов, способных составить конкуренцию древнему Вавилону: древний Ур (один из древнейших шумерских городов Междуречья, лежащий в низовьях реки Евфрат); древняя столица Аркадии и империи Сасанидов - город Стесифон (38 км от Багдада) с его комплексом императорского дворца и знаменитой аркой, датируемой V-IV вв. до н. э.; входящий в Список Всемирного культурного наследия древний город Ашур (Калат-Шеркат) в северной Месопотамии - первая столица ассирийской империи (III тысячелетие до н. э.) и важный центр шумерского и аккадского периода; центр империи Аббасидов и древняя столица исламского мира Самарра (130 км к северу от Багдада) с её Великой мечетью Аскария (849-852 гг., главный шиитский храм страны) и спиральным минаретом Эль-Мальвийя высотой в 54 метра (IX в н. э., также входят в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО); крупнейший укрепленный город парфянской империи и столица первого арабского государства - "город бога Солнца" Хатра (296 км к северо-западу от Багдада) и множество других археологических участков, большинство из которых еще ждут своих исследователей.

Басра
Город Басра (Бассора, основан в VII в. н. э.) лежит на юго-востоке страны, являясь одновременно вторым по величине городом Ирака, главным его портом и крупнейшим нефтеперерабатывающим центром. Город часто называют Венецией Востока из-за многочисленных каналов и мостов, большого количества зелени и старых особняков, богато украшенных декоративными балконами и резными деревянными элементами. Также заслуживают внимания старый коммерческий центр города - Ашар, современный деловой центр - Маргиль, Музей Басры, Морской музей, Музей Ирано-иракской войны, знаменитые средневековые крытые базары в Ашаре и руины старой Басры, лежащей в 10 км к югу от современного города.

Кербела
Священный город шиитов и главный город одноименной провинции, Кербела (Эль-Карбала) лежит в 100 км к юго-западу от Багдада. В 680 году в битве с армией Язида ибн Муавии здесь были убиты внуки пророка Мухаммада - имам Хусейн ибн Али и его брат Аббас, поэтому для шиитов Кербела является третьим святым местом после Мекки и Наджафа, а мечеть Хусейна (IX в., неоднократно перестраивалась и восстанавливалась) с его могилой являются одним из важнейших мест паломничества для всех мусульман (многие пожилые паломники специально приезжают сюда "ждать смерти", поскольку эта мечеть считается одними из врат рая). Не менее значимой является мечеть Эль-Махайям, расположенная на предположительном месте жительства имама, на территории которой дважды в год проходят красочные шиитские фестивали Шаабанийя и Арбин (Арбайн). В городе насчитывается более сотни других мечетей и 23 религиозные школы, причем наиболее известным из медресе является Ибн-Фахид (XVI в.), в которое приезжают учиться люди со всего света. Сильно пострадавший от событий последних лет, в наши дни город только начинает восстанавливать свою былую славу.

Эн-Наджаф
Город Эн-Наджаф (Ан-Неджеф, Неджеф) расположен на юге страны, примерно в 160 км к югу от Багдада. Согласно хроникам, он был основан халифом Харуном аль-Рашидом в 791 г. н. э. Это еще один священный город мусульман-шиитов и место расположения одной из главных святынь ислама - гробницы халифа и первого имама шиитов Али, приемного сына и зятя пророка Мухаммада. Али и его сын Хусейн (именно его мавзолей расположен в Кербеле) были духовными наследниками и преемниками пророка, поэтому шииты почитают их почти так же, как и самого Мухаммада. Неудивительно, что Эн-Наджаф является признанным объектом религиозного паломничества (по количеству паломников город уступает лишь Мекке и Медине) и одним из важнейших центров шиизма.

Главный памятник города - обнесенный богато орнаментированной стеной с цитатами из Корана мавзолей имама Али с роскошной библиотекой религиозных текстов и собранием ювелирных украшений и ковров. Входящая в комплекс мавзолея мечеть имама Али считается одной из самых красивых на востоке, а расположенное поблизости гигантское кладбище Вади ас-Салам (Долина мира) - самым большим в исламском мире (а возможно, и за его пределами тоже). Рядом находятся могилы нескольких других исламских пророков, множество больниц, школ, библиотек и суфийских монастырей, что превратило город в центр шиитской теологии. Однако в годы правления Хусейна многие исторические здания были разрушены или сильно повреждены - достаточно сказать, что через центр Вади ас-Салам было проложено шоссе.

Курдистан
Расположенный на севере страны, Курдистан является этнической провинцией в составе Ирака. По новой конституции эта территория имеет статус широкой автономии, почти федеративной единицы, и практически независима от Багдада. Эта часть страны заметно отличается гористым рельефом (здесь расположена высшая точка Ирака - гора Чик-Дар, 3611 м), обилием небольших рек и озер, лесов и горных пастбищ. Климат здесь чуть более прохладный, чем в южной части Ирака, да и дождей выпадает заметно больше.

Эрбиль
Город Эрбиль (Арбиль, Хаулер или Хевлер) является столицей Иракского Курдистана. Расположенный в междуречье у подножия гор, Эрбиль является одним из самых старых непрерывно населенных городов мира - по данным археологических исследований его историю можно проследить до IV тысячелетия до н. э., а первые упоминания о нем встречаются в документах XXI в. до н. э. (тогда он назывался Урбилум, или Арба-иллу - "Город четырёх храмов"). Неподалеку от Арбелы (так называли его греки) разыгралась знаменитая битва войск Александра Македонского и Дария III - сражение при Гавгамелах - Арбелах (331 г. до н. э.). И именно здесь проходил основной торговый пусть северной части Азии - Царская дорога, связывающая центр Персидской империи с побережьем Эгейского моря. Поэтому неудивительно, что на территории современного Эрбиля можно найти следы эпохи Шумера и Ассирии, Парфии и Сасанидов, многочисленные памятники периода зарождения христианства и становления ислама (именно здесь впервые отметили день рождения пророка в 1207 г.), Монгольской и Османской империй.

Главной достопримечательностью города является древняя цитадель Кала, или Келай-Хевлер по-курдски, возвышающаяся над городом на 30 метров. Считается, что первые стены на этом месте были построены еще в VI тысячелетии до новой эры, а все сохранившиеся постройки лишь добавляли все новые и новые ярусы к старым фундаментам. В пределах цитадели, на площади более 102 тыс. кв. метров сосредоточены и все древние строения Эрбиля, даты постройки которых теряются в веках (впрочем, от многих из них и так сохранились лишь руины, многие же расселены, поскольку здесь планируется создать музей под открытым небом). Вторая достопримечательность города - минарет Мудафарийя, или Надломленный минарет (высота 33 м, XIII в.). Также заслуживают внимания древний крытый базар Кайсария, или Кайсари, лежащий южнее цитадели (считается, что первые торговые ряды здесь появились еще при ассирийцах, хотя существующий комплекс относится к XVI-XIX вв.), руины укреплений Калиш-Аги (XI в.), довольно помпезное здание парламента Иракского Курдистана и близлежащий комплекс министерств, Большая мечеть (2007 г.), Музей цивилизации (неплохая коллекция предметов доисламского периода), Этнографический музей и университет имени Салах ад-Дина, строящийся новый деловой центр Airport-Сity, а также лежащие неподалеку от города водопады Кани-Омар-Ага.

Киркук
Город Киркук (Керкук) расположен на севере Ирака, между горами Загрос и Хамрин, в 250 км к северу от Багдада. Это еще один древнейший город региона, поскольку расположен на месте хурритской столицы Аррафа, или Арафха, которая была основана приблизительно в III тысячелетии до новой эры. В XI-X вв. н. э. город являлся столицей богатейшей провинции Ассирии. Здесь же находился мифический город Эреха, который многие ученые считают частью древнего Киркука. В эпоху Сассанидов и Парфии эти края были известны как Гармакан (Теплая земля), откуда и пошло современное курдское название провинции - Гармиан. К историческим памятникам современного Киркука относятся цитадель ("кишла", 1863 г.), могила пророка Даниила, рынок Эль-Касарейя, археологические участки Калат-Джармо и Йорган-Тепе.

Мосул
Город Мосул (Эль-Мавсил, Мусиль) является центром одноименной провинции, лежащей на севере Ирака (396 км северо-западнее Багдада). Номинально он входит в состав Курдистана, однако находится под контролем центрального правительства Ирака. Известность городу принесли его ткачи (именно здесь начали впервые ткать муслин, который и получил свое название от этого города), Мосульский университет (один из крупнейших в Ираке) и знаменитая Ниневия - столица древнего Ассирийского царства, чьи раскопки ведутся на холмах Куюнджик близ Мосула. Даже на заре цивилизации Ниневия считалась древнейшим городом мира. В книге "Бытие" говорится: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию". По данным археологов, датой её основания можно считать V тысячелетие до новой эры, а уже в VIIII в. до н. э. Ниневия становится третьей столицей Ассирии и одним из крупнейших городов того времени, настоящим центром цивилизации древнего мира.

Славу городу принесли его широкие улицы (центральная Царская улица достигала 26 м в ширину), колоссальный дворец царя Ашшурбанипала (VIII-VII вв. до н. э., его раскопки и составляют центр современного археологического участка), дворец Синахериба - основателя города, знаменитая царская Куюнджикская библиотека с огромным собранием клинописных табличек (археологами найдено свыше 30 тыс. образцов, именно здесь был впервые найден текст поэмы о Гильгамеше), крепостные стены общей протяженностью более 12 км с 15 воротами, а также многочисленные скульптурные памятники (в том числе знаменитые статуи крылатых быков и львов, украшавшие некогда городские ворота) и четкая планировка городских кварталов (считается, что это был первый город в истории человечества, создававшийся по единой градостроительной схеме). Маленький музей в воротах Нергаль до сих пор хранит уникальные предметы, найденные в земле Мосула, однако множество образцов этой культуры давно вывезено с территории страны (например, огромные барельефы со стен дворца Ашурбанипала находятся в Лондонском музее, а их копии - в московском Музее искусств имени Пушкина). Несмотря на полное разрушение древнего города в VII в. до н. э., ассирийцы не исчезли с лица Земли, а их потомки до сих пор отмечают в январе День Ниневии и пост Баута-д'Нинви ("Пожелание Ниневии"), которые считаются самыми важными торжествами в местной традиции.

Праздничные дни
Декабрь-февраль - Ид аль-Ада (Эйд аль-Адха, праздник жертвоприношения).
1 января - Новый год.
6 января - День армии.
Начало декабря - середина января - Новый год по исламскому календарю.
8 февраля - День революции (революция Рамадана).
Середина января - конец февраля - Ашура.
Март-июнь - Мулуд, или Маулид (день рождения Пророка).
17 апреля - День ФАО.
1 мая - День труда.
14 июля - Государственный праздник.
17 июля - День Республики.
8 августа - День перемирия (конец Ирано-иракской войны).
Октябрь-ноябрь - Ид аль-Фитр (Эйд аль-Фитр, окончание Рамадана).

Памятка туристу
При посещении страны следует проявлять определенную осторожность в поведении и высказываниях, чтобы не оскорбить религиозные чувства местных жителей. Особенно это относится к одежде и отношениям между полами. Несмотря на довольно свободные по меркам исламских стран нормы приличия и общественного поведения, женщинам стоит носить скромную одежду, максимально закрывающую все тело, а также головной платок, которым можно прикрыть лицо в случае необходимости (это актуально по большей части для внутренних районов страны, в Багдаде можно обойтись лишь строгим платьем). Для мужчин будет достаточно длинных брюк (ни в коем случае не обтягивающих) и рубашки с длинным рукавом. Ношение вуали и одежды, закрывающей кисти рук и щиколотки ног, обязательно для женщин при посещении мечети или святых мест. Шорты и майки без рукавов для мужчин в таких случаях также неприемлемы. При этом, вопреки устоявшемуся мнению, каких-либо признаков притеснения женщин в Ираке увидеть не удастся. Ограничения в одежде и поведении для женщин здесь практически одинаковы со многими другими исламскими странами, а кое-где даже и заметно свободнее (особенно в крупных городах). К тому же столь пугающие многих "жесткие нормы ислама" в отношении одежды продиктованы зачастую не религиозными нормами, а особенностями местного климата, поэтому на них стоит обратить пристальное внимание.

Во время священного месяца Рамадан правоверные мусульмане в дневное время постятся, а пищу принимают только с наступлением темноты, поэтому обычный ход событий или деловых отношений в этот период часто нарушается. Многие магазины и рестораны не работают днем, строго ограничивается курение и употребление алкогольных напитков. Отношение к спиртному довольно простое - официально употребление крепких напитков запрещено, однако арак и пиво можно приобрести практически в любой лавке. А вот употреблять их открыто, в общественных местах, категорически не рекомендуется. Некоторые отели даже запрещают употребление алкоголя на своей территории. Особое внимание также следует обратить на курение - несмотря на то, что иракцы считаются одной из самых курящих наций в исламском мире, "дымить" на людях здесь не стоит.

Шумное поведение с обильной жестикуляцией и прикосновением к собеседнику в Ираке не принято - ценятся сдержанность и степенность. С другой стороны, открытое проявление эмоций считается признаком крайне возбужденного состояния и чаще всего специально используется для показа всем окружающим своего гнева или недовольства. Поэтому всегда следует избегать излишне шумной толпы и даже при торговле на рынках, если продавец вдруг начал проявлять излишнюю нервозность, следует прекратить торг и покинуть место инцидента - причину, вызвавшую столь "яркую" реакцию, выяснить все равно не удастся, а последствия могут быть серьезными. Однако непривычное европейцу поведение вовсе не означает, что иракцы скованы и не хотят идти на контакт с иностранцами. Скорее наоборот - при обычном уважительном отношении к местному образу жизни они крайне дружелюбны и общительны, проявляют огромное любопытство к гостям и всячески готовы помочь. Просто выражаться это может по-разному, и, не зная местного этикета, просто невозможно уловить грани между реальным гневом или показной "работой на публику". При этом не следует забывать и про непростую общую обстановку в стране - в любой уличный конфликт (или даже намек на таковой) тут же вмешиваются силы правопорядка.

Несмотря на общую тяжелую обстановку, иракцы обладают сильно развитым чувством собственного достоинства. Очень большое значение имеет социальный статус человека (его личный достаток при этом играет хоть и важную, но второстепенную роль), уровень образования и влияние его семьи на историю и общественную жизнь данной местности. Присущая многим арабским странам клановость здесь практически полностью вытеснена принадлежностью того или иного человека к этнической и религиозной группе, а также его ролью в общественной жизни. Также высока роль старейшин, хотя в Ираке их власть заметно слабее, чем во многих соседних странах. Здесь практически нет нищих и детей-попрошаек, нет одиноких стариков и инвалидов - иракское общество по-прежнему старается ориентироваться на свои вековые ценности.

Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Хлеб обычно разламывается руками. Им же можно пользоваться как ложкой, подбирая с тарелки соус или рассыпчатые гарниры. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой рукой. Подошвы ног при сидении не должны быть направлены в чью-либо сторону (а здесь, как и во многих других местах востока, вполне допустимо обходиться без стола, поэтому за обедом часто сидят прямо на ковре, вокруг которого расставлены невысокие столики). Рукопожатия приняты только среди близких друзей, хотя сами иракцы в обращении с иностранцами охотно используют этот европейский обычай.

Жители Ирака широко известны своим гостеприимством. В случае приглашения в гости к местному жителю необходимо взять с собой какой-либо подарок (обычно вполне подходят сладости, цветы или сувениры). К хозяевам дома всегда следует обращаться их полным именем и желательно также подчеркивать их социальный статус (доктор Али, например, и т. д.). Знаки внимания по отношению к хозяйке дома не приветствуются, хотя заметно, что это доставляет определенное удовольствие и хозяину, и хозяйке. А вот дети являются всеобщими любимцами, и проявление к ним вежливого интереса будет оценено по достоинству.